Главная > Новости > Спайс-эпидемия - «помощник» в борьбе с наркотиками?

Спайс-эпидемия – «помощник» в борьбе с наркотиками?

16.02.2015



Депутаты Государственной думы готовят законопроект, позволяющий ускорить процесс запрета новых наркотиков. Работа в этом направлении ведётся уже много лет. Толчком к решению рассмотреть закон стала недавняя «спайс-эпидемия», погубившая жизни двадцати пяти человек.

Появление всё новых и новых видов наркотиков (в частности, так называемого «спайса») указывает на то, что работа по борьбе с производством и сбытом сильнодействующих наркотических веществ ведётся нестабильно. 25 погубленных жизней – это страшный показатель. Но, помимо смертных исходов, от отравления «спайсом» пострадало около 700 тыс. человек.

На сегодняшний день Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков заявляет, что «спайс-эпидемия» остановлена. Распространители наркотика взяты под стражу и ожидают наказания.

Увы, проблема изготовления всё новых и новых наркотических веществ на этом не исчерпана, да и процедура запрета наркотиков слишком затянута. Цепочка выглядит примерно таким образом. Специалисты лаборатории идентифицируют химический состав очередного наркотика, сотрудники ФСКН подают запрос о включении «спайса» в список запрещённых веществ. Затем Минздраву предстоит официально объявить исследуемое вещество наркотиком. И лишь после всего этого возможно согласовывать запрет с ведомствами разных уровней, на что тоже уходит немалое количество времени. В итоге бюрократическая «карусель» вертится год-полтора-два. А за этот промежуток времени появляется несколько десятков новых сильнодействующих наркотических веществ.

Таким образом, можно констатировать, что государство не успевает за нуворишами наркобизнеса.

Искать выход из сложившейся ситуации нужно как можно оперативнее, поэтому ФСКН многократно предлагала ускорить процедуру запрета. В первую очередь необходимо сократить «посредников» в цепочке, что стало бы возможным при создании отдельного института. Здесь наркотические вещества проходили бы «аттестацию», здесь же специалисты разных уровней относили бы исследуемый продукт к наркотическим веществам (либо, напротив, «реабилитировали» его). Это позволило бы сократить процедуру запрета наркотических веществ с одного-двух лет до одного-двух месяцев. При этом все, кто не согласен с выводами, в любом случае, могли бы оспорить результаты исследования в суде.

ФСКН озвучила и другое предложение – самостоятельно вносить наркотические вещества в список запрещённых.

Ни одна, ни другая идея не были приняты единогласно. Минздрав и некоторые другие ведомства обвинили Службу в попытках привлечения дополнительных финансовых средств.

Говоря словами русского баснописца Крылова, «а воз и ныне там»… Однако последствия «спайс-эпидемии» заставили власти пересмотреть своё мнение. Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов поделился информацией, что депутаты готовы рассмотреть возможность передачи полномочий по запрету наркотических веществ в руки ФСКН.